«Вот она какая, сторона родная!»
Под таким названием в начале марта в библиотеках Петровск-Забайкальского района стартовала краеведческая декада, посвящённая 15-летию образования Забайкальского края как нового субъекта РФ.
Под таким названием в начале марта в библиотеках Петровск-Забайкальского района стартовала краеведческая декада, посвящённая 15-летию образования Забайкальского края как нового субъекта РФ. В эти дни читатели петровских сельских библиотек узнали о знаменитых земляках, в онлайн-формате «прошлись» по интереснейшим местам своей малой родины – познакомились с природным изваянием в селе Орсук, узнали, откуда происходит название села Хохотуй, открыли святой источник воды в селе Катаево…
«Краеведческая декада – это, по сути, поисково-исследовательская работа всех библиотекарей, которые по крупицам собирают краеведческие материалы и хранят их в библиотеках. В дни декады, использовав виртуальное пространство, читатели библиотек поселений района побывали во многих ранее неизвестных, интересных уголках малой родины. Им стали доступны удивительные факты, таинственные и завораживающие своей красотой места», – рассказала автор проекта, заведующая методико-библиографическим отделом Межпоселенческой центральной районной библиотеки Галина Савельева. И представила вниманию читателей газеты самые незаурядные истории и события этого поисково-краеведческого проекта.
Каменный диванчикГора Тологой в селе Орсук – притягательная, таинственная и загадочная его частичка. У самого её подножья расположилось село. А с её вершины с высоты птичьего полёта можно любоваться прямой улицей и домами родной деревни.
С давних времён стоит на горе Тологой удивительное природное изваяние – большой прямоугольный камень, напоминающий сиденье со спинкой. Потому-то в народе его и прозвали диваном. Гора Тологой с маленьким диванчиком – излюбленное и заветное место всех поколений. Орсукцы семьями посещают его. Детишки резвятся, вдыхая летом удивительный запах земляники и разнотравья, а родители наслаждаются забайкальской природой и просто отдыхают от будничных крестьянских забот. Каменный диванчик – это уединённое место для влюблённых пар, отдыха и раздумий человека. Столько воспоминаний, мыслей, радостей и, возможно, тревог связано у каждого с этим удивительным каменным островком, частицей сердца каждого жителя села Орсук.
Живи, родник, живи!Недалеко от въезда в село Катаево пробивается из-под земли родник – речка Шибирка с кристально прозрачной, чистой как слеза водой. Молва наделила источник чудодейственными свойствами, назвав когда-то Глазным ключом. Существует легенда, что давным-давно одна из жительниц села вылечила своего слепого сына, промывая ему глаза целительной водицей из родника. Старожилы говаривали, что вода из ключа – святая и со временем не портится. В стародавние времена здешние коренные жители – буряты – считали место выхода родника из-под земли священным, приходили сюда поклониться своим богам, кидали монетки и повязывали на кусты разноцветные ленточки. Теперь над источником установлен православный крест, территория огорожена забором. Здесь можно отдохнуть под навесом, утолить жажду или умыться родниковой водой. По праву считая её целебной, местные жители и гости села с благоговением набирают воду для лечебных целей.
Хохотуй мой берёзовыйПо летописным данным, село Хохотуй было основано в 1899 году. Расположено оно в 70 километрах по железной дороге от районного центра в западном направлении. Первыми поселенцами стали служащие железной дороги, поселившиеся в семи построенных станционных домах. Постепенно Хохотуй разрастался. К 1902 году в нём насчитывалось около 30 домов. В начале XX века в селе был открыт паровой лесопильный завод, которым владели Д. Дабданов из Цолги и купец И. Загузин.
Через село с одной стороны проходила Транссибирская магистраль, с другой – федеральная трасса. Поэтому каждый проезжающий мимо невольно обращал внимание на название села, которое вызывает смех и улыбки. Но на самом деле «хохотуй» – от бурятского слова «xyhaн» – «берёза». В окрестностях действительно много белоствольных красавиц; отдельно есть и завораживающая своей красотой берёзовая поляна, на которой растёт такое количество берёз, что кажется, ты попал в сказочное волшебное место. Берёзовая роща – не только излюбленное место сельчан, где они проводят массовые праздники, но и место уединения, где можно насладиться пением птиц, красотой лесного массива и журчанием небольшой речки Хохотуйки.
Звёздная землячкаЗолотые зёрна малой родины – люди. Народная любимица, королева поп-музыки Мэдэгма Доржиева (настоящая её фамилия – Цыбикжапова) – певица, композитор, продюсер. Живёт и творит в Бурятии, а родом из Зугмары. Жизнь Мэдэгмы с детства была связана с музыкой. Певица занимается современной и старинной бурятской песней, придавая этническим мелодиям актуальное звучание. За многолетнюю творческую работу удостоена звания «Заслуженная артистка Республики Бурятия». За все свои успехи землячка благодарит своих родителей, которые с ранних лет воспитали в ней желание работать, умение ставить цель и достигать её.
Творческие способности девочка унаследовала от матери – профессионального музыканта. А вот дисциплину и умение следовать цели от отца – военного лётчика. Определяясь с профессией, девушка в первую очередь решила посвятить себя музыке, с отличием окончила Восточно-Сибирский государственный институт культуры.
С юности Мэдэгма воспринимала музыку как хобби. При этом не только пела, но и писала музыку, занималась аранжировками. В итоге появились композиции в жанре этно-поп, благодаря которым артистка стала республиканской звездой. В её творческой копилке три сольных альбома, клипы и съёмки в кино. Она создала продюсерский центр, помогающий стартовать начинающим талантам. В маленьком родном селе Зугмара и на петровской земле гордятся звёздной землячкой.
Храм под открытым небомНеподалёку от села Толбага есть интересное место, которое называют Халяртинским культовым объектом. Открыт он был в 1971 году экспедицией ЧГПИ, представляет собой буддийский храм под открытым небом и относится к началу XIX века. Уникален тем, что буддийские письмена соседствуют тут с православной символикой, нанесённой в 1913 году русскими каменотёсами. Рядом расположен археологический памятник Халярта-2 времён позднего палеолита. На одном из специально подготовленных блоков искусно вытесаны рельефы. На основной плоскости надпись «Ом мани падме хум» – магическая мантра, состоящая из шести самостоятельных слогов, самая популярная во всех буддийских странах. По мнению специалистов, она впервые встречается в тантрийских текстах III века н.э. Большинство рядовых буддистов трактуют её как «О, сокровище на лотосе» (вариант восхваления Будды), однако высшие слои буддийского духовенства вкладывают в неё глубокий сакральный смысл. Каждый из шести слогов ассоциируется с одним из шести миров. Здесь же, на свободном месте, в технике граффити – крупное изображение православного креста с текстом: «Господи Иисусе Помилуй нас Всех Много лет 1913 г.». По сведениям, полученным от местных жителей, рельеф создавался русскими каменотёсами, производившими жернова, которые находятся рядом, под скалой. Основная плоскость обращена в полуденную сторону, перед ней распавшаяся груда камней – вариант архаичного обоо. Над рельефами нависает фигурный скальный блок, похожий на черепаху.
Храм Святой ТроицыПо предложению и настоянию тугнуйского миссионера иеромонаха Милетия в 1872 году в селе Тарбагатай был устроен миссионерский стан с церковью во имя Святой Троицы, а в дальнейшем и церковно-миссионерская школа. Закладка храма, поставленного на каменные плиты, была совершена 21 мая 1871 года. Иконостас был уступлен из г. Троицкосавской церкви Святителя Николая. В Петровском Заводе отлили три колокола из меди.
Заведовал Тарбагатайской церковью иеромонах Геронтий. Через год после освящения храма настоятелем стал диакон Дмитрий Сизой, который прослужил на этом посту четыре года.
Приход Тарбагатайской Троицкой церкви состоял из трёх сёл: Тарбагатай, Кули и выселок Ново-Андреевский (Шебартуйка).
Вот как об этом вспоминала жительница села Кули Валентина Антоновна Губенина 1909 года рождения: «Помню, соберёмся мы, девчонки, до Тарбагатайской церкви. По просёлочной дороге от станции Кули до Тарбагатая ходили в церковь босиком, потому что обувь тогда очень берегли. Доходили до святого места, надевали обувь и заходили в церковь. Помолимся и назад, босиком, в свою деревню. Вера жила в каждой из нас, надеялись на Бога и верили в Божью благодать». Последним священником был Иоанн Сукнёв.
В 1928 году Тарбагатайскую церковь закрыли. Через 10 лет в этом здании открыли клуб. Затем долгое время здесь находилось овощехранилище. В 2011 году храм восстановили. С этого времени на селе началось не только возрождение церкви, но и православной культуры. В настоящее время двери обители открыты для прихожан, здесь регулярно проводят службы.
По дорогам декабристовВ истории страны есть такие события, которые всё приметнее, несмотря на время. Одно из них – декабристское движение в России. Земля читинская и петровская, как никакая другая, тесно связаны с именами почти всех участников восстания. Именно здесь, сначала в Читинском остроге, затем в казематах Петровского Завода, отбывали каторгу 85 декабристов.
История гласит, что в 1830 году закончилось строительство тюрьмы в Петровском Заводе. А в августе того же года комендант Лепарский назначил переход туда декабристов. Путь их лежал по тракту из Читы в Петровский Завод. Переход двумя партиями с остановками через два дня был совершён за 48 дней. Проводниками декабристов и конвоем были буряты.
В 1830 году в селе Харауз была построена старообрядческая часовня. Именно там и провели свою последнюю днёвку декабристы. Они очень мало писали о днёвке в селе, лишь Михаил Бестужев в своём дневнике оставил пометки о том, что в то время село насчитывало около 50 домов.
В сентябре 2016 года в селе состоялось открытие архитектурного памятника межрегионального проекта «По дорогам декабристов. Чита – Петровский Завод», на котором присутствовала автор проекта, учитель с 40-летним стажем Галина Самарина. Символично, что в 70-е годы прошлого столетия она начинала учителем в Хараузской школе. Архитектурный памятник в виде верстового столба, установленный в селе, напоминает его жителям о великих и святых людях своего времени – декабристах.
Красная Долина, ты откуда?История порой преподносит настоящие загадки и сюрпризы. Например, о том, откуда появилось название села Красная Долина. В 1928 году в селе Ново-Никольское действовала укрупнённая сельскохозяйственная артель колхоза «Путь к социализму». (за многие годы её названия менялись: «Путь к коммунизму», колхоз «Победа»). Артель обрабатывала земли вокруг села, а также на противоположном берегу реки Хилок, в пойме. Туда перевезли несколько домов из сёл Ново-Никольское и Алентуй и образовали заимку, которая не имела своего названия.
В мае 1937 года по программе переселения в район приехали жители Воронежской и Курской областей. Около двадцати семей были заселены в свободные дома заимки Ново-Никольской сельскохозяйственной артели. С собой переселенцы привезли домашних животных, в том числе и крупный рогатый скот, птиц, пчёл, сельхозинвентарь, семена овощных и зерновых культур. В начале мая начались сельскохозяйственные работы: в огородах посажены овощи, на полях – пшеница.
В 1935-м территорию постигло сильное наводнение, Хилок разлился до леса, пойма была затоплена. Но нет худа без добра. Благодаря влаге и большому испарению увеличилось плодородие почвы. И в последующие годы (1937–1939) на землях вырос хороший урожай пшеницы. Её молотили и гуртовали прямо на полях, сорт зерна был с красным отливом, а долина выглядела настоящей красной поляной. Тогда и появилось словосочетание Красная Долина.
У старожилов села есть и другие версии происхождения названия. На огромной поляне правого берега реки Хилок жителей Ново-Никольского своей красотой и необычным цветением привлекла красная трава цветущей осоки, ныне уже забытой и неизвестной. Ещё в ту пору на территории села земля была удивительно красного цвета, что до сих пор остаётся загадкой природы. Может, кто из читателей «Земли» знает, что это было? Подскажите, очень интересно.
Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
фото из архива МУК «Централизованная библиотечная система Петровск-Забайкальского района»
Последние новости
Трагедия в Бурятии: двое мужчин погибли в результате пожара
Несчастный случай произошел из-за неосторожного обращения с огнем.
Неизвестный напал на мужчину в Улан-Удэ
Ситуация вызвала обеспокоенность среди местных жителей и родителей.
Погода в Забайкальском крае: Осадки и ветер ожидаются 10 октября
Гидрометцентр сообщает о возможных дождях и снеге в регионе.
Промокоды и личные финансы
Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить