Круглый стол о проблеме гармонизации межнациональных отношений прошел на площадке Общественной палаты Забайкалья
О необходимости государственной поддержки общественных инициатив, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в регионе, о воспитании патриотизма в детской и молодежной среде и своевременном выявлении проблем,
О необходимости государственной поддержки общественных инициатив, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в регионе, о воспитании патриотизма в детской и молодежной среде и своевременном выявлении проблем, препятствующих укреплению дружбы народов, проживающих в Забайкалье, говорили участники круглого стола «Укрепление гражданского единства и гражданского самосознания в диалоге культур народов Забайкалья», организованного членами комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края.
В разговоре принимали участие руководители общественных организаций, национальных диаспор и общин, специалисты учреждений образования и культуры региона, имеющие опыт реализации проектов, направленных на укрепление мира и согласия между народами, проживающими в крае. Юлия Евгеньевна Коваленок, ученый секретарь Забайкальского краевого краеведческого музея, где и проходило заседание, рассказала об особенностях и истории формирования национальной идентичности в Забайкалье. В частности, Юлия Евгеньевна отметила, что длительное совместное проживание представителей большого количества этносов на территории Забайкальского края определило оживленные межэтнические и межкультурные взаимосвязи, их взаимовлияние, а отдаленность от российских политических и культурных центров во многом способствовала продолжительному сохранению элементов традиционной культуры.
- Забайкальский край – многокультурный, полиэтничный и поликонфессиональный регион, где проживают более 120 народностей и этнических групп. Это территория влияния не только русской православной церкви, но и шаманизма, буддизма, других религий, место встречи монголо-тибетского, китайского и русского мировоззрений. В этих условиях важна роль межэтнического взаимодействия и межкультурной коммуникации.
Несмотря на то, что этнокультурное многообразие может подразумевать вероятность конфликта, оно дает богатые возможности по сохранению региональной специфики, сбережению традиционных ценностей и формированию национальной идентичности Забайкальского края, - подчеркнула она в своем докладе.
По словам Александра Кибалина, председателя комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края, организации культуры и образования в регионе проводят определенную работу по укреплению межнационального диалога между народами, только делается это не системно. И главная причина – недостаточная государственная поддержка общественных инициатив, реализующих проекты по теме межнациональных отношений. Учреждения и общественники проводят свои мероприятия, как правило, за счет грантов. Из бюджета финансируются отдельные мероприятия, например, в рамках Дня народного единства. О том, какие инициативы удается претворять в жизнь, рассказали представители нескольких организаций.
Грант для Территории дружбы
Елена Путинцева, завотделом краевой детско-юношеской библиотеки имени Г.Р. Граубина, рассказала о практике работы учреждения в плане развития межнациональной культуры среди подрастающего поколения.
- В прошлом году проект библиотеки «Территория дружбы» выиграл в конкурсе президентских грантов. Мы отмечаем интерес к изучению региональной культуры, ее ценностей, которые являются условием развития межэтнических и межконфессиональных отношений. Проект создан для предотвращения процесса разобщения между людьми и адаптации подрастающего поколения в условиях многонациональной среды. Он предусматривает создание на базе библиотеки им. Граубина сообщества юных забайкальцев разных национальностей "Территория дружбы" с целью межкультурного взаимодействия, гармонизации межнациональных отношений, развития детского творчества. На реализацию проекта мы получили грант в размере 414 тысяч рублей. Работа ориентирована на учащихся 5-8 классов общеобразовательных организаций Читы с многонациональным составом. Мероприятия направлены на расширение знаний учащихся о культурных традициях народов, проживающих в Забайкальском крае, формирование опыта коллективной деятельности, развитие навыков работы с литературой и другими источниками информации, создание условий для самореализации и творческой деятельности участников сообщества. Используемые онлайн формы мероприятий позволяют расширить географию и увеличить аудиторию. Мы видим, что в ходе творческого взаимодействия и общения ребята разных национальностей приобретают опыт позитивных и дружеских отношений, приходят к пониманию и принятию культур разных народов, получают установку на будущую жизнь в условиях многонационального общества и государства.
Сотрудники детско-юношеской библиотеки им. Г.Р. Граубина работают с детьми и подростками разных национальностей, и уверены, что необходимо обращать особое внимание на возрастную группу подростков, так как именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности и к вопросам иных культур, это наиболее благоприятный период для развития коммуникативных навыков межличностного взаимодействия и межнациональных отношений.
«Именно в возрасте 10-14 лет закладываются основы дальнейшего социального поведения, способность к принятию или негативному отношению к людям другой национальности, которое в дальнейшем может привести к конфликтным ситуациям и межнациональным распрям. Знакомство с культурными ценностями разных народов, проживающих на одной территории, содействует формированию дружеских отношений, способствует сотрудничеству, взаимодействию и совместному творчеству», - отмечает Елена Юрьевна.
Вопросы обучения детей других национальностей
Согласен с ней и директор средней общеобразовательной школы № 11 Владимир Поликарпович Старчаков. В его учреждении из всего числа учащихся 11 процентов составляют дети трудовых мигрантов: «Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе.
Самым большим нашим достижением мы считаем то, что, имея многонациональный разновозрастной состав учащихся, мы не имеем межнациональных конфликтов, напротив, встречаем понимание и единое мышление учащихся и их родителей».
Владимир Поликарпович рассказал об опыте школы по предупреждению межнациональных конфликтов и укреплению дружбы между учениками разных национальностей. Так, из последних мероприятий он назвал участие школы в акции "Моя многонациональная Чита", проходившей в рамках городского фестиваля национальных культур "Мы наследники традиций".
«Цель акции - популяризация ценностей межнациональной дружбы, взаимного уважения, традиционной культуры народов, проживающих в Чите.
Забайкалье всегда было многонациональным краем, поэтому важно воспитывать в наших обучающихся терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. В холле школы мы повесили баннер, где размещен коллаж из фотографий учеников в национальных костюмах разных народов», - рассказал педагог.
В феврале ученики 3-11-х классов принимали участие в краеведческом диктанте. В ноябре в школе традиционно проводят праздник, где дети и родители представляют культуру своего народа, традиции, обычаи.
«Проводим викторину в онлайн-формате «В дружбе народов – единство России». Примечательно, что планировали провести ее для своей школы, потом решили подключить другие школы с многонациональным составом, позже оказалось, что присоединились образовательные учреждения всего края. За два года в этом проекте приняли участие 17 тысяч человек», - отметил Владимир Старчаков.
В копилке школы № 11 – квесты, акции, флешмобы, классные часы. Цель всех мероприятий - сблизить детей разных национальностей, научить их дружбе и мирному сосуществованию.
В читинской школе № 32, где 24 процента обучающихся составляют дети мигрантов, помимо культурного развития и воспитания толерантности огромное значение придают адаптации учеников, плохо говорящих по-русски, к школьной программе. О том, какую работу проводят педагоги учреждения, какие освоили способы обучения детей мигрантов, не владеющих русским языком, рассказала Наталья Межуй, заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 32: «В школах с многонациональным составом часто возникает проблема языкового барьера между учениками и учителями. Причем, иногда ее не удается решить даже с помощью родителей этих ребят, так как они тоже не знают русского языка. С 2015 года мы работаем с детьми по специальным учебникам, помогающим детям быстрее осваивать не родной для них язык».
Особенно это касается детей мигрантов, пребывающих из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Отказать в обучении по причине незнания языка, на котором проходит образовательный процесс, таким ученикам не имеют права. При этом зачастую они сидят по 45 минут на уроках и не понимают ни одного слова. Конечно, учителя не просто за голову хватаются, они ищут способы решения проблемы. Например, занимаются с такими детьми дополнительно, на факультативах. Причем, за долгие годы сформировали собственный стиль работы с учениками. Здесь проводятся мероприятия по воспитанию толерантности, и дети знают культуру других народов лучше, чем учащиеся многих других читинских школ.
Преподаватель Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, председатель Забайкальской региональной общественной организации «Союз народов Узбекистана» Тохир Мадияров убежден, что проводить целенаправленную работу по укреплению межнационального мира и согласия необходимо и среди студентов. Для этого уже 27 лет в стенах техникума он проводит фестиваль национальных культур «Под синим небом Забайкалья». Студенты первого курса ссуза погружаются в культуру, традиции, национальные игры разных народов, готовят национальные блюда, демонстрируют национальные костюмы.
Библиотека на страже межнациональной гармонии
О том, какую работу по укреплению межнационального мира и дружбы народов, проживающих в крае, проводит краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина, участникам круглого стола рассказала ее директор, член комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края Елена Сивцова. Это также стало возможно благодаря участию в грантовых конкурсах. О проектах пушкинки мы неоднократно рассказывали на страницах нашего издания. Это и литературно-музыкальный проект «Солнечная книга Забайкалья» , и историко-краеведческий проект «Буряты Восточного Забайкалья: история и современность», и другие.
Благодаря грантовой поддержке реализуются проекты Ассамблеи народов Забайкальского края и государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры». По словам ответственного секретаря Ассамблеи народов Забайкалья Людмилы Хомутовой, так как в регионе до сих пор не решен вопрос с выделением помещения под Дом дружбы народов и неофиционально давно эту функцию выполняет театр «Забайкальские узоры», есть предложение выделить ставки в штате театра, чтобы специалисты вели планомерную работу по развитию межнациональных отношений в регионе.
Забайкальский край многонационален. Исторически сложилось так, что Забайкалье заселялось представителями разных этносов. Коренным населением являются буряты, эвенки (тунгусы), а также кочевавшие здесь монголы. В силу различных исторических событий на земли Забайкалья в разные годы стали переселяться татары, поляки, украинцы, немцы, представители населения Средней Азии, Кавказа, Прибалтики. В последние годы в связи с экономической миграцией населения возросло количество мигрантов из стран ближнего зарубежья. Особенно многонациональным составом населения отличается город Чита. Для нашего региона свойственна этническая терпимость и стремление представителей разных народов к взаимопомощи. но расслабляться не стоит. Общая задача власти и общества – укрепить позицию края как территорию мира и согласия. Поэтому встречи за круглым столом, подобные той, что организовали члены Общественной палаты, как никогда актуальны. Хочется еще надеяться, что решения, отраженные в резолюции, будут реализованы на практике. В частности, участники разговора считают важным провести мониторинг межнациональных отношений в регионе, выявить проблемные моменты и направить усилия по их устранению. Для укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений необходимо сформировать сводный план мероприятий, а господдержку гражданских инициатив по межнациональной политике сделать системной.
автор: Виктория Сивухина
Фото автора
Последние новости
Руководитель регионального Минприроды вручил детям Шерловогорского центра помощи новогодние подарки
По поручению губернатора Забайкалья Александра Осипова руководитель регионального Минприроды Павел Волжин посетил Шерловогорский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аквамарин».
Прокуратура Дульдургинского района восстановила нарушенные трудовые права работников кафе
Прокуратура Дульдургинского района провела проверку по обращению работника одного из кафе районного центра провела о нарушении трудовых прав.
Два забайкальских СМИ стали победителями Всероссийского конкурса «Спорт – норма жизни»
Объявлены победители Всероссийского конкурса среди региональных СМИ и социальных медиа «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография».
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку