Развитие арктической зоны России: новые вызовы и проекты
Совет по защите национальных интересов Российской Федерации обсудил ключевые аспекты морской политики в Арктике.
Совет по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике был создан для выполнения задач, возложенных на Морскую коллегию, касающихся выработки мер государственной морской политики в арктическом направлении.
В соответствии с подписанными инвестиционными соглашениями, дополнительная потребность в высококлассном грузовом флоте для обеспечения арктических проектов к 2030 году составит не менее 70 судов различных типов. При этом мощность российских верфей позволяет построить к этому времени всего 16 судов. Критически важным вопросом остается создание новых верфей и развитие технологий строительства грузовых судов с ледовым классом, возможно, совместно с партнерами из дружественных стран, обладающими опытом крупнотоннажного судостроения.
Недостаточная численность спутниковой группировки и неполное обеспечение связью также представляют собой серьезные проблемы. Сегодня мониторинг ледовой и гидрометеорологической обстановки на трассе Северного морского пути осуществляется лишь 11 спутниками. Очевидно, что этого недостаточно для охвата почти 3 миллионов квадратных километров акватории. Количество космических аппаратов, их расположение, частота и характер съемки не позволяют получить исчерпывающую актуальную информацию о состоянии льдов.
Одна из важнейших задач заключается в обеспечении Арктики и других удаленных территорий Российской Федерации спутниковым интернетом. Ситуация со спутниковым изображением и связью значительно влияет на ход боевых действий в зоне специальной военной операции.
После ухода с рынка ряда иностранных компаний возникла необходимость поддержания работоспособности имеющейся иностранной техники и оборудования, а также создания собственных линий продукции. Это требует ускоренного развития отечественных технологий в сфере бурения, геологоразведки, строительства судов и верфей, а также арктической инфраструктуры.
19 июня 2023 года Государственной комиссией по вопросам развития Арктики был создан научно-экспертный совет, который станет площадкой для взаимодействия бизнеса, научных организаций и органов государственной власти по вопросам научно-технического обеспечения развития Арктики.
Юрий Трутнев подчеркнул, что арктическая зона Российской Федерации занимает 28% территории страны, на которой проживает 2,6 миллиона человек. Это большие запасы углеводородов и твердых полезных ископаемых, создающие условия для реализации проектов мирового значения. В настоящее время в Арктике осуществляется 943 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций более 2 триллионов рублей, активно работают компании, такие как Новатэк, Газпром, Норникель, Лукойл, Еврохим и Полиметалл. Создано 16 тысяч рабочих мест.
Северный морской путь является самой короткой трассой из Европы в Азию, однако освоение Арктики сопряжено с множеством трудностей: экстремально низкие температуры, полярные ночи, низкая плотность населения и инфраструктуры, высокая стоимость электроэнергии и строительных материалов. Реализация большинства проектов за Полярным кругом требует применения высоких технологий и больших затрат.
В целях ускорения развития Арктической зоны Российской Федерации Правительством России была принята и активно реализуется Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года. Утвержден План развития Северного морского пути, который включает более 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений свыше 1,7 триллиона рублей.
Заседание провели помощник Президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев и заместитель Председателя Правительства России Юрий Трутнев. Рассмотрены вопросы, связанные с анализом угроз национальной безопасности в Арктике и оценкой международной ситуации.
Ускорение экономического и инфраструктурного освоения Арктики, сохранение контроля над ее территорией и шельфом, а также Северным морским путем являются ключевыми приоритетами национальной морской политики.
Выработаны предложения по созданию новых верфей и развитию технологий строительства грузовых судов с ледовым классом. Отдельное внимание уделено дополнительным мерам по развитию научно-технологического потенциала для освоения Арктики.
Подчеркнута необходимость налаживания собственных линий разработки продукции и технологий для освоения арктического региона.
Указано на важность проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, связанных с особенностями функционирования оборудования и материалов в условиях северной экосистемы.
Последние новости
Прием граждан в Забайкальском крае: важные вопросы и проблемы
Исполняющий обязанности прокурора региона провел видеоконференцию с жителями Шилкинского района.
Депутаты Забайкалья призывают к улучшению социального обеспечения
Обсуждение инициатив по повышению уровня жизни в регионе
Развитие Арктической зоны: вызовы и перспективы
Юрий Трутнев обсудил ключевые вопросы арктической политики на заседании в Москве.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией