Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию
В 2015 году был принят долгожданный закон, устанавливающий требования к разработке документов по стандартизации, включая технические условия (ТУ).
Какие именно требования закон предъявляет к ТУ и к его разработке? Обязательна ли регистрация ТУ и кем теперь занимается данная процедура? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.
Какую роль играют технические условия в стандартизации
С момента вступления в силу Федерального закона №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" в 2016 году, технические условия (ТУ) были включены в стандарты организации и определены как документ, разработанный и утвержденный изготовителем или исполнителем услуг для обеспечения качества производимой продукции, работ или услуг. При разработке документа организация должна учитывать не только результаты проведенных испытаний и измерений, но также положения национальных и межгосударственных стандартов, а также опыт использования технологий и оборудования в ходе производства продукции или выполняемых работ.
На текущий момент существуют несколько разновидностей ТУ:
- Общие ТУ, действующие на группу однотипных товаров;
- Специальные ТУ, ориентированные на одно изделие, вещество или материал;
- ТУ на составные части изделия.
Как стандарт организации, технические условия направлены на реализацию единой государственной политики в сфере стандартизации, а также на улучшение качества и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому для производителей ТУ выполняют следующие функции:
- Определяют все основные звенья производственной цепи;
- Являются эталоном при выяснении соответствия продукции или услуги заданным параметрам;
- Гарантируют единообразие результатов работы;
- Позволяют защитить собственные интересы перед третьими лицами в судебных и досудебных спорах.
Технические условия содержат детальную информацию, позволяющую отличить определенный продукт или услугу от сходных с ним образцов. Это помогает потребителю сделать компетентный выбор в пользу определенного товара и использовать его безопасно и с максимальной эффективностью.
Для того, чтобы ТУ могли достичь своих целей, изготовитель продукции или исполнитель услуг обязан соблюдать принципы стандартизации, в том числе комплексность, системность и открытость разработки. Технические регламенты и государственные стандарты также помогают ему в этом. Они ориентированы на приведение ТУ одной группы товаров (услуг) к единому образцу. Примером может служить "ГОСТ 2.114-2016. Единая система конструкторской документации. Технические условия".
Благодаря детальному описанию форм и методов контроля за соблюдением требований производства, хранения и доставки юридическое лицо может уйти от споров о результатах контроля безопасности и качества товара в арбитражном процессе.
Ведущие юристы-практики рекомендуют использовать ссылку на ТУ в гражданско-правовых договорах. В договоре поставки желательно детально описывать качество продукта, его упаковку, способ транспортировки, ссылаясь на документы организации-изготовителя, в том числе на ТУ.
Важно отметить, что нарушение технических регламентов, проектной документации, а также обязательных требований документов в сфере стандартизации влечет административную или уголовную ответственность. Росстандарт также осуществляет надзор в этой сфере.
Напомним, что в России товары, которые могут повлиять на безопасность людей, должны пройти проверку на соответствие национальным стандартам с оформлением обязательного сертификата. Для продукции, для которой предусмотрена обязательная сертификация, предусмотрена специальная номенклатура, перечень которой пересматривается ежегодно.
Образец формирования технических условий в соответствии с ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению» будет рассмотрен в данной статье. Согласно данному документу, ТУ необходимо разрабатывать в случае отсутствия стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р) или при желании производителя уточнить и дополнить существующие требования. ГОСТ содержит рекомендации для построения, изложения и оформления ТУ.
Структура ТУ, определенная ГОСТом, включает титульный лист, основную часть, приложения и лист изменений. Основная часть должна содержать информацию о сфере применения ТУ, правилах соблюдения качества и безопасности продукции, порядке маркировки и упаковки товара, методах контроля, порядке хранения и доставки продукции.
ГОСТ предоставляет исчерпывающую информацию о внешнем виде и наполнении ТУ. Чтобы облегчить восприятие, разработчик может использовать доступные примеры. Согласно ГОСТ Р 51740-2016, в ТУ следует по возможности использовать только русскоязычные термины, и в случае отсутствия аналогов в русском языке допускается употребление иностранных слов и конструкций. При этом запрещается злоупотреблять математическими знаками без необходимости. Например, знак «–» следует заменять на слово «минус», а «0» — на слово «диаметр». Нельзя также использовать знаки «<», «>» и «=» без числовых значений.
Отметим, что для защиты интересов потребителей и юридических лиц положения ТУ не должны допускать разного толкования. Поэтому важно соблюдать требования к изложению текста документа и запрещать любые обозначения, определения и сокращения, которые могут ввести в заблуждение. Для обеспечения логической последовательности предлагается использовать разделы, пункты, подразделы и подпункты, а также применять таблицы для наглядности.
Особое внимание в данном ГОСТе уделено оформлению ТУ. Разработчику рекомендуется использовать электронный вид, соблюдать постраничную нумерацию, заложить определенные параметры шрифта, начертания, полей и расположение листа регистрации изменений.
Также стоит учесть, что в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», а также в целях реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», список товаров, на которые необходимо оформлять сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат), утверждается постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года №241.
Процесс согласования и регистрации технических условий – это довольно сложная и многоэтапная процедура. По закону о стандартизации, согласование ТУ с государственными органами не обязательно. Порядок утверждения, учета, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается самостоятельно юридическим лицом или предпринимателем в соответствии со статьей 21 данного закона.
Однако, на отдельные виды пищевых продуктов ТУ необходимо получать согласование, утверждение и регистрацию согласно порядку, установленному законодательными актами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае желания компании получить компетентное заключение экспертизы проекта ТУ, можно обратиться в уполномоченные организации за проведением такой экспертизы. Соответствующие положения детализируются в отраслевых государственных стандартах (ГОСТ).
По общему правилу, экспертиза проекта ТУ проводится на добровольной основе по инициативе разработчика или заказчика аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии (ЦСМ).
В ряде регионов, производители добровольно тестируют свою продукцию в государственной испытательной лаборатории для подтверждения того, что товар изготовлен по стандарту национальной системы сертификации (НСС). После прохождения такой проверки, товар получает региональный знак качества в виде логотипа на упаковке.
Уполномоченными организациями, упомянутыми в законе, являются технические комитеты (ТК) по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Исполнение экспертизы проекта ТУ в соответствующем комитете осуществляется на договорной основе между заказчиком и исполнителем. Чтобы провести экспертизу, обычно необходима только заявка и документ, подлежащий оценке.
Фактически, получение экспертного заключения завершает процесс согласования ТУ. Если держатель подлинника не считает необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Затем следует заверить ТУ руководителями держателя подлинника и проставить соответствующий гриф утверждения.
Что касается регистрации ТУ, то закон о стандартизации не предусматривает кардинальных изменений существующего порядка. Однако эта процедура является добровольной, но крайне необходима для осуществления принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, а также о производителе и держателе ТУ.
Основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из АБД "Продукция России". Информация для ее наполнения черпается из специальных форм - каталожных листов продукции (КЛП), предоставляемых предприятиями-изготовителями.
Для внесения сведений о ТУ в эту базу, представителю организации необходимо подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы. В Москве и Московской области регистрацию КЛП осуществляет ФГУП "Стандартинформ".
Регистрация КЛП состоит из нескольких этапов, включая заполнение форм, подготовку сопутствующих документов, направление форм на регистрацию, оплату услуг и получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг заказчиком. Срок оказания услуги регистрации составляет в общем порядке десять дней.
Важно понимать, что процесс разработки и регистрации ТУ требует профессионального подхода и четкого понимания того, как именно осуществляется прохождение всех процедур.
Фото: freepik.com