Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Для бизнеса снижение налоговых издержек может стать решением проблемы регистрации компании за рубежом. Начать стоит с того, чтобы узнать стоимость консалтинговых услуг, которая зависит от различных факторов, таких как сфера деятельности и размер компании. Бесплатная консультация поможет получить более подробную информацию о предоставляемых услугах и задать интересующие вопросы специалисту.

Перевод активов иностранной контролируемой компании (КИК) на территорию РФ может произойти с минимальными потерями. Однако стоит помнить, что контроль за перечислением налоговых платежей в бюджеты разных уровней лежит на гражданах и юридических лицах. ФНС заинтересована в знании всех нюансов, связанных с источниками доходов налогоплательщика, в том числе за рубежом.

Налоговые резиденты, владеющие компаниями в других странах, обязаны ежегодно информировать госорганы. Доход от КИК, который получает резидент, облагается налогом в соответствии с действующим российским законодательством. Для бизнеса важно учитывать длительность работы консалтинговой компании и ее рейтинг при выборе партнера для регистрации компании за рубежом.

В статье рассматривается вопрос о том, какие зарубежные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам и нужно ли сообщать о своей принадлежности к КИК. Также обсуждается возможность перевода иностранной компании под юрисдикцию РФ.

Какие иностранные организации и структуры признаются КИК

Чтобы понять, какие иностранные компании признаются Контролируемыми иностранными компаниями (КИК), следует узнать, какую точку зрения поддерживает российское законодательство. Организации и структуры, входящие в эту категорию, могут быть зарубежными.

Организациями, подходящими под определение КИК, являются юридические лица. Если компания зарегистрирована в другом государстве и подчиняется его юрисдикции, а не юрисдикции РФ (и, соответственно, владелец не платит налоги в России), существует высокая вероятность, что она будет считаться КИК. Кроме того, компания может выполнять контролирующую функцию для российских резидентов, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами.

Если же речь идет о структуре, то она не является юридическим лицом и имеет иную организационную форму, допустимую по закону того государства, к которому она принадлежит. Такие структуры обычно занимаются извлечением прибыли и управляются группой бенефициаров или участников, также получающих личную прибыль.

Для определения типа иностранного субъекта можно ориентироваться на пункт 2 Письма Минфина РФ от 10 февраля 2017 года № 03-12-11/2/7395. В нем даются рекомендации, которые позволяют сравнить законодательство, на основании которого субъект учрежден, с положениями Налогового кодекса РФ и сделать вывод о природе субъекта. Если вы по-прежнему сомневаетесь, можно назвать компанию организацией.

Один из ключевых моментов в работе с контролируемыми иностранными компаниями (КИК) заключается в определении, кто именно может считаться контролирующим их деятельность лицом. Согласно российскому законодательству, это может быть налоговый резидент РФ, влияющий на решения компании по распределению прибыли. Но что же из себя представляет понятие «контролируемой» именно в данном случае?

Контроль над иностранным субъектом связан с возможностью влиять на его внутренние решения по вопросам распределения прибыли и другим ключевым аспектам деятельности. При этом даже небольшое влияние на компанию может быть решающим фактором в определении контролирующего лица. Важно понимать, что говоря о контролируемой иностранной компании, подразумевается любая организация или структура, находящаяся за рубежом.

Для определения того, есть ли у резидента РФ контроль над КИК, могут использоваться три критерия, перечисленных в Письме Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303. Эти критерии связаны с долей участия в зарубежном субъекте, а также с возможностью влиять на решения по распределению его прибыли.

Также важно отметить, что в контексте иностранной структуры контроль может осуществляться учредителем или другим лицом, которое может влиять на распределение ее активов. При этом решающей ролью здесь будет зависимость от российского субъекта в принятии решений по прибыли и другим аспектам деятельности.

Отдельно выделяются случаи, когда у резидента РФ нет права считаться контролирующим КИК лицом. Это касается ситуаций, когда его участие в субъекте опосредовано через российскую публичную компанию, а также ситуаций, связанных с прямым или косвенным участием в зарубежной фирме.

Пункты 10 статьи 25.13 НК РФ указывают на условия, при которых учредитель зарубежной структуры не считается контролирующим лицом. Эти условия связаны с тем, что данное лицо не получает, не распоряжается, не имеет прав на имущество и не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода. Если все перечисленные условия соблюдаются, резидент РФ не обязан ставить ФНС РФ в известность о том, что имеет какое-то отношение к данной зарубежной структуре.

Согласно действующей редакции НК РФ, существуют два порядка признания российского гражданина или организации лицом, имеющим подконтрольную зарубежную компанию: добровольный и принудительный. В свою очередь, добровольный порядок является более предпочтительным и для инспекции, и для самого лица. Во-первых, субъект РФ сам должен подать уведомление в инспекцию в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК. Во-вторых, каждый год необходимо направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

Кроме того, в уведомлении при приобретении влияния на зарубежную фирму или структуру необходимо отметить дату, наименование самой КИК, регистрационный номер компании (если есть), ее организационную форму, свою долю участия, данные о том, является уведомитель только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом. А в ежегодном сообщении о КИК должны быть указаны период, за который отчитывается уведомитель, название КИК, номер ее регистрации (если есть), форма организации, дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК, день, когда была создана такая отчетность за актуальный период, реквизиты аудиторского заключения, составленного по данной финансовой отчетности, доля самого уведомителя в подконтрольном субъекте, основания, на которых заявитель признан контролирующим лицом иностранной компании, а также основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.

Если необходимость каждый год уведомлять о КИК стала обременительной, так как процедура слишком сложная, или же из-за ужесточения законодательства в странах, где есть бизнес КИК, теряет свою экономическую целесообразность, фирме можно вернуться «домой» безболезненно и для контролирующих лиц. При этом, если у налоговиков возникают подозрения, что у лица есть подконтрольная иностранная компания, ФНС дает гражданину или фирме шанс все исправить, направляя требование для подачи уведомления о наличии у них влияния на зарубежную компанию. Для этого у налогоплательщика есть достаточно времени и возможность подать уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не менее 30 дней с даты получения требования.

Возможен ли возврат активов КИК обратно в Россию? В соответствии с российским законодательством предоставляется возможность перевода иностранных компаний под юрисдикцию РФ, при этом используется процедура редомициляции, которая заключается в смене личного закона компании. Для дальнейшей редомициляции необходимо жестко соблюдать порядок процедуры, что подробно описано в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.

Однако, возврат иностранных активов российских резидентов назначен общегосударственной задачей. Это связано с тем, что страна решила деофшоризировать экономику, для чего важным инструментом выступает амнистия капиталов. Такая амнистия предполагает добровольное раскрытие сведений о наличии зарубежных счетов и компаний. В соответствии с Федеральным законом № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 года, для того чтобы сделать декларацию, нужно подать специальную бумажную заявку в ФНС.

В свою очередь, за добровольное предъявление своих иностранных активов государство гарантирует декларантам свободу от преследования по возможным налоговым и административным правонарушениям, связанным с декларируемыми активами, а также по некоторым уголовным преступлениям. Кроме того, информация из декларации не подлежит разглашению другим лицам, организациям и государственным учреждениям, в том числе силовым структурам.

Амнистия капиталов проводилась уже три раза. Последняя волна завершилась 29 февраля 2020 года. Однако, на данный момент перспективы введения четвертой волны амнистии капиталов весьма сомнительны. Подчеркнуть стоит, что требования к добровольным декларантам становятся все более жесткими. В первые две волны декларантам не требовалось ничего кроме добровольной явки в налоговый орган с декларацией об активах. В этот же период требования к декларантам на последнем этапе стали значительно ужесточаться.

Для того чтобы декларация была принята и декларант получил все обещанные гарантии, заявителям нужно было перевести все свои средства со счетов, находящихся за пределами России, в российские банки и редомицилировать КИК. В то время как перевод средств из одного банка в другой является достаточно простой процедурой, редомициляция компании требует учета множества тонкостей и знание международных норм и законодательства о иностранных компаниях обеих стран – отправной и Российской Федерации.

Усложнение правил, которые еще больше усложнили процедуру декларации иностранных активов, стало одной из главных причин того, почему третья волна амнистии считается менее успешной, чем предыдущие. Если у российской командировки есть компания, которая находится под управлением иностранного субъекта (организации или структуры), необходимо сообщить в ФНС. В противном случае при обнаружении налоговой инспекцией принадлежности лица к КИК, декларант не сможет избежать проверок и доначислений. Впрочем, активы зарубежных компаний можно вернуть на их родину ее контролирующего лица, причем перевести разрешается не только деньги, но и саму фирму. Для этого необходимо пройти процесс репатриации или редомициляции. Для ускорения и упрощения процедуры можно обратиться в компанию, которая специализируется на помощи при переводе активов.

Перевод иностранных активов в РФ может быть сложной ситуацией, требующей юридического консалтинга. Эксперт компании "КСК Групп", Алексей Чубаров, рассказывает о необходимости подобной помощи.

Перевод активов может вызвать множество проблем, особенно, если все активы находятся за пределами РФ. Работа с такими случаями требует профессионализма, чтобы оценить все риски и избежать возможных претензий от налоговых органов. Компания "КСК Групп", занимающаяся подобными вопросами уже 25 лет, обеспечивает максимально комфортные условия для работы своих клиентов. Их задача заключается в защите от налоговых претензий, снижении налоговой нагрузки и избежании банкротства.

Одним из преимуществ компании является колоссальный опыт. Они сопровождали клиентов во время всех трех волн амнистии, что дает им возможность глубоко и подробно исследовать все обстоятельства каждого дела.

На сайте "КСК Групп" можно найти больше информации о деятельности компании и записаться на консультацию через функцию обратной связи. Общаясь со специалистами "КСК Групп", клиенты могут быть уверены в профессионализме консультаций и успешной работе по переводу активов в РФ.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *