Обеспечение непрерывности бизнес-процессов и управление кризисными ситуациями

Обеспечение непрерывности бизнес-процессов и управление кризисными ситуациями

Информационные технологии стали неотъемлемой частью бизнеса XXI века. Они являются мощным двигателем экономики, однако источником рисков. Без бесперебойной работы ИТ-сервисов прерываются бизнес-процессы, что может привести к финансовым потерям и катастрофическим последствиям. Как обеспечить информационную безопасность и непрерывность бизнеса? Об этом мы подробно расскажем в этой статье.

BCM, BCP и DRP – ключевые элементы системы кризис-менеджмента, которая сегодня необходима для гарантии бесперебойности бизнес-процессов в организации. В мире, где информационные технологии играют все более важную роль, безопасность данных и их доступность – критически важные факторы не только для кредитно-финансовых и телекоммуникационных компаний, но и для высокотехнологичных предприятий, работающих в непрерывном производственном цикле, а также для государственного сектора и ритейла.

Существуют специальные регламенты для определенных отраслей, которые требуют обеспечения непрерывности бизнеса для лицензирования деятельности. Риск сбоя в работе ИТ-систем перевешивает средние потери, например, в банковской сфере с даже кратковременным перерывом в работе ИТ-сервисов. Но в случае аварий в энергосистемах, киберпреступлений или других катастроф потерями могут стать жизни людей.

Природные бедствия, экономический ущерб, киберпреступления – в связи с многообразием рисков актуальность обеспечения информационной безопасности не вызывает сомнений. Опрос компании DEAC продемонстрировал, что угроза непрерывности бизнеса вызывает наибольшее беспокойство в финансовой и информационной сферах. Почти половина респондентов считает, что бизнес-риски только увеличатся в будущем.

BCM (Business Continuity Management) или управление непрерывностью бизнеса, BCP (Business Continuity Planning) или планирование непрерывности бизнеса, и DRP (Disaster Recovery Planning) или план восстановления после сбоев – это ключевые элементы кризис-менеджмента, обеспечивающие безопасность бизнеса в целом. Они основаны на методологии ИБ, охватывая все аспекты деловой активности. Регламенты и международные стандарты, такие как ISO/IEC 27001 и ISO 22301:2012, соответствие которым следует учитывать, выбирая дата-центр для хранения информации или задумываясь о внедрении на предприятии.

Источник: https://www.retail-loyalty.org/articles/sostavnye-elementy-krizis-menedzhmenta-bcm-bcp-drp/

Управление непрерывностью бизнеса (BCM) является важным аспектом для любой организации. Приоритетные цели и задачи BCM зависят от масштаба и сферы деятельности, и во главу угла ставится управление определенным типом или классом взаимосвязанных инцидентов.

Один из основных комплексов происшествий, рассмотриваемых в рамках BCM, это управление инцидентами или Incident management (IM). Данный уровень охватывает целый комплекс происшествий высокой и средней вероятности возникновения. Задачи и цели IM — обеспечить сохранность, доступность и целостность информации, а также отказоустойчивость оборудования.

Другим важным комплексом в рамках BCM является управление непрерывностью бизнеса и аварийным восстановлением, или Business continuity & disaster recovery management. Он направлен на предотвращение инцидентов, которые могут привести к приостановке работы всей организации или ее важнейших бизнес-процессов. По исследованию, проведенному компанией Veeam Software в 2019 году, ежегодные мировые потери от простоев приложений превышают 20 млн долларов, а по России эта цифра немного ниже — 19,8 млн долларов.

Еще одним комплексом BCM является управление чрезвычайными (кризисными) ситуациями, или Crisis & emergency management. Он ставит своей задачей предупреждение крайне редких, но катастрофических по последствиям инцидентов, таких как экологические и гуманитарные катаклизмы или инфраструктурные разрушения в границах целого региона. В подобных случаях, высокий уровень обеспечения непрерывности деятельности предприятий необходим.

Ключевым понятием в управлении непрерывностью бизнеса (BCM) выступает «инцидент», под которым понимается любое незапланированное, внезапное происшествие, событие, ведущее к остановке ключевых и критичных процессов и функций, полной потере контроля над оборудованием. Недооценка влияния инцидентов на непрерывность бизнеса может привести к драматическим последствиям.

Примером тому служит компьютерная атака на мировом уровне, случившаяся 12 мая 2017 года, когда компьютеры по всему миру были атакованы вирусом-вымогателем WannaCry. Он шифровал файлы на устройствах, а для восстановления доступа к ним требовал выкуп. Параллельно с тем, WannaCry атаковал более 200 стран, сильнее всего пострадали Россия, Украина, Индия и Тайвань, и привел к остановке работы больниц, аэропортов, заводов и банков. Экономические потери, нанесенные данной кибератакой, составили около 4 млрд долларов.

Полтора месяца спустя, инцидент повторился, но уже с другой вредоносной программой – вирусом Petya. Российские и украинские компании понесли самые масштабные потери от него, исходя из данных исследований. Внедрение и применение программ BCM позволило бы значительно сократить размеры потерь, а возможно, и вовсе избежать катастрофических происшествий.

The Impact of Catastrophes on Shareholder Value (Rory J. Knight и Deborah J. Pretty) показывает, что кумулятивный доход сверх нормы компаний, успешно восстановивших деятельность после крупномасштабной аварии, через год составляет в среднем 10%. Корпорации, не внедрившие BCM, получают те же 10% и даже 15%, но уже со знаком минус. Управление непрерывностью бизнеса является залогом сохранности вложенных владельцами и акционерами средств, а также возможности и продолжительности работы предприятия.

Внедрение BCM: этапы и сложности

Ведение бизнеса без прерываний требует стратегического планирования и использования инструментов риск-менеджмента (RM). В свою очередь, эффективное внедрение системы управления непрерывностью бизнеса (BCM) в организации крайне сложно и многоэтапно. Включает в себя изучение технических и программных аспектов, установление регламента действий, а также обучение персонала и распределение ответственности.

Однако, даже при наличии необходимых знаний и ресурсов у компании, реализация всего этого может стать серьезной проблемой. Таким образом, компаниям рекомендуется обращаться за помощью к профессионалам в области ИТ, которые не только помогут разработать оптимальный план действий, но и предложат наиболее эффективные решения для конкретной организации.

Проведение этапов внедрения BCM является ключевым фактором для успешного функционирования компании в меняющихся условиях рынка. Проектный подход, применяемый опытными ИТ-экспертами, поможет быстро и качественно выполнить все задачи, связанные с внедрением BCM.

Анализ и управление рисками

Каждая компания сталкивается со своими уникальными рисками, в зависимости от сферы деятельности и масштабов бизнес-процессов. Например, сбой в системе учета пациентов в медицинском учреждении не критичен, в то время как неполадки в работе высокотехнологичного реанимационного оборудования могут стать серьезной проблемой. Авария в приложении для автоматизации совместной деятельности рабочих групп телекоммуникационной компании, скорее всего, не приведет к кризису, но сбой в системе биллинга наверняка вызовет серьезные финансовые потери. В связи с этим, важно проводить анализ бизнес-процессов, чтобы выявить точки критичности и ранжировать их по степени влияния на непрерывность деловой активности компании.

Анализ рисков позволяет выделить две группы: зависимые от ИТ (ИКТ) и независимые. После выделения и градации бизнес-процессов по важности, необходимо выделить группу ИТ-зависимых процессов и провести оценку их влияния на бизнес. Для этого следует проверить работу технических и организационных механизмов, направленных на предотвращение прерываний процессов, выделить и оценить уязвимые места и угрозы. В результате можно сформировать группы рисков, связанных с ИТ, и разделить их по степени важности.

Оценка воздействия на бизнес базируется на карте ключевых бизнес-процессов с указанием нарушений, которые могут привести к убыткам. Затем строится модель, отображающая связь между нарушениями и категориями возможных потерь, которые могут быть количественно и качественно оценены. К группам потерь могут относиться общественное мнение, рыночная стоимость, уровень операционных расходов, возврат на инвестиции, штрафные санкции из-за нарушения контрактных обязательств и т.д.

Важной задачей аналитиков является получение достоверной информации о бизнесе организации, особенно в финансовой сфере, чтобы определить текущее состояние ИТ-комплекса и его планы на будущее.

Анализ информационных сервисов, связанных с бизнес-процессами и информационными потоками, также немаловажен. Оценка допотопного риска поможет составить полную картину бизнеса, показывая уровень критичности всех бизнес-процессов в целом, а также выявляя нарушения их функционирования и соотношение величины потерь.

Для решения всех описанных задач производится аудит, который проводятся аналитиками перед началом сотрудничества. В процессе такой всесторонней оценки выявляются слабые места в системе информационной безопасности клиента, а также становятся понятны способы укрепления уязвимых точек.

Расчет экономического эффекта, то есть стоимости простоя бизнес-процессов, предполагает наличие справедливых допущений о вероятности наступления различных инцидентов в рассматриваемый период. Это позволяет выбрать наиболее приемлемую стратегию для организации.

Совладельцы компании и ее руководство, совместно с аналитиками, должны определить установку так называемых тайм-аутов и производительной мощности для отдельных бизнес-процессов на случай чрезвычайных ситуаций. Эти тайм-ауты включают в себя:

  • Допустимое время восстановления (Recovery Time Objective, RTO) - время простоя, которое технически может быть сведен к секундам, но из-за дороговизны не всегда оправдан экономически.
  • Целевая точка восстановления (Recovery Point Objective, RPO) - это временной диапазон перед наступлением чрезвычайной ситуации, за который все данные могут быть утрачены. Сегодня он может быть сведен к нулю, так как все зависит от частоты и технологии резервного копирования информации.
  • Уровень непрерывности бизнеса (Level of Business Continuity, LBC) - это допустимый уровень производительности в чрезвычайных ситуациях в процентах от режима штатной работы.

Планирование является процессом, который не является единоразовым и должен постоянно поддерживаться в актуальном и соответствующем состоянии. Для этого планы регулярно тестируются и обновляются новыми данными.

Ключевым аспектом по определению стратегии непрерывности бизнеса являются безопасность сотрудников, обеспечение рабочих помещений, технических средств и необходимых материалов, доступ к критически важной информации, беспрепятственные коммуникации с партнерами, клиентами, поставщиками и подрядчиками. Каждое направление требует отдельной подстратегии с определенными параметрами анализа рисков. Обеспечение непрерывности включает три стадии: реагирование, продолжение критичных процессов при условиях ЧС и восстановление штатной работы.

Выбор организационных и технических решений определяется стратегией BCM. Определяются приоритетные цели и задачи для поддержания непрерывности бизнеса, процедуры реагирования, области распространения системы BCM, кадровые потребности и степень вовлеченности персонала в реализацию программы внедрения.

Технические и организационные системы BCM включают использование «облачных» услуг. DRaaS (Disaster-Recovery-as-a-Service) используется для защиты информации, предоставляя услугу аварийного восстановления данных в облачных корпоративных средах. Это позволяет снизить расходы при сохранении уровня безопасности на уровне стандартов индустрии. Существуют различные варианты, но все они основаны на резервном копировании ИТ-инфраструктуры или критических ее элементов.

Резервные копии ИТ-инфраструктуры создаются по расписанию, заданному в соответствии с нужными RTO и RPO, и помещаются в хранилище. Такая схема подходит для малых организаций, где непрерывность не является критичной, но важны экономия и сохранность данных.

Инфраструктура копируется полностью, изменения в непрерывном режиме переносятся в облако, извлечение и восстановление информации происходит за минуты.

Резервная облачная инфраструктура полностью идентична основной и обновления в них происходят синхронно. Восстановление возможно за несколько секунд, что делает это решение актуальным для крупных финансовых и ИТ-компаний, госсектора, а также любых организаций, где нельзя терять ни минуты на простой.

Строительство отказоустойчивых ЦОДов становится все более актуальным для бизнеса, и это может быть необходимо как для создания новых, так и для оптимизации уже существующих центров обработки данных. Этого можно достичь путем проведения комплекса мероприятий, включающих в себя строительство специализированных зданий, а также инженерных, телекоммуникационных и ИТ-инфраструктур, их автоматизацию и сервисное обслуживание.

Существует также возможность создания мобильного ЦОДа. Однако, для более простого решения данной задачи, компании могут доверить организацию ИТ-инфраструктуры опытному провайдеру.

Развитие бизнеса обычно сопровождается увеличением вычислительных мощностей и усложнением ИТ-систем, что может привести к риску нарушения непрерывности деловой активности. Именно поэтому компаниям необходим план восстановления системы после инцидента (DRP), который является частью большего плана обеспечения непрерывности бизнеса (BCP). Данный план призван обеспечить максимально быстрое восстановление работоспособности ИТ-систем, поддерживающих как критичные бизнес-процессы, так и обычные операции. BCP, в свою очередь, должен предусматривать восстановление бизнес-процессов в целом.

Для обеспечения нормального функционирования системы необходима формирование программы сопровождения и эксплуатации систем BCM, включающую меры по периодической проверке системы, а также реагированию обслуживающего персонала на возникновение инцидентов.

Наконец, встраивание процессов в корпоративную культуру играет важную роль на пути к успешному планированию восстановления после происшествий. Для этого необходимо разработать меры и осведомить персонал о мерах, принимаемых в случае возникновения угроз, а также о мерах по устранению последствий внештатной ситуации. Компетентный персонал является ключевым фактором успеха на этом этапе.

Система ВСМ (вычислительная система мониторинга) станет настоящей отправной точкой для уверенной работы предприятия в экстренных ситуациях и поможет избежать убытков. Об этом свидетельствует ряд факторов, включающих:

  1. Готовность организации продолжать работу в случае возникновения аварий в ИТ-системах. Благодаря ВСМ, компания будет способна быстро реагировать на непредвиденные ситуации и минимизировать их воздействие на процессы бизнеса.
  2. Расчет вероятности простоя информационных систем в случае внештатной ситуации и возможных убытков. Система ВСМ помогает наиболее точно оценить риски и внести в необходимые изменения, предотвращающие потери при аварийных ситуациях.
  3. Прохождение аудита и соответствие требованиям регулирующих органов. Введение ВСМ поможет компании выполнять стандарты и требования по безопасности данных и информационных систем.

Хотя само внедрение вычислительной системы мониторинга может оказаться непростой задачей для компании, эффективность использования ВСМ не вызывает сомнений. Финансовые, кадровые и временные ресурсы для этого необходимы, однако, применение ВСМ может помочь компании значительно экономить ресурсы в будущем.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *