Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Заболевание аутизм связано с серьёзным нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития человека. Однако, если детектировать аутизм у детей на ранней стадии, их лечение может привести к заметному улучшению благодаря обучению и социализации.

За последние десятилетия количество детей, страдающих от аутизма, заметно возросло - если в 1970-х годах один на 10 000 детей болел аутизмом, то в настоящее время это уже один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальной статистики по количеству детей-аутистов нет. Приблизительно в нашей стране количество таких детей сопоставимо с количеством в США.

Причины возникновения аутизма, по данным учёных, связаны с комплексом факторов. Несмотря на рост случаев заболевания у детей, ситуация с распознаванием и лечением аутизма в России до сих пор не является приоритетной задачей для медицины. Однако, основная надежда на снижение рисков связана именно с ранней диагностикой и коррекцией этого расстройства.

Аутизм - это сложное нейроразвитие, часто понимаемое как спектр расстройств, проявляющихся в области социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, данное заболевание диагностируется у детей до 3 лет, и хотя его причины до конца не известны, возможным рядом стимулов для развития аутизма считаются:

  • Генные модификации;
  • Органические поражения центральной нервной системы (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • Гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • Ртутное отравление, в том числе при вакцинации младенца;
  • Чрезмерное употребление антибиотиков;
  • Химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Однако не существует доказательств того, что эти факторы могут быть главной причиной развития аутизма. Но исследования показали, что серьезное воздействие на ребенка может повысить риск возникновения аутизма, особенно если у ребенка есть наследственная предрасположенность к данной проблеме. В этом случае, также могут привести к аутизму факторы, такие как сильный испуг и перенесенная инфекция.

Воспитание ребенка с аутизмом - задача нелегкая и требует от родителей особого терпения и последовательности. Для того, чтобы создать для него наилучшие условия, необходимо обеспечить максимально спокойную обстановку внутри дома. Кроме того, важно следить за своим психическим состоянием, проводить время на отдыхе и при необходимости обращаться за консультациями к психологу.

Родители должны помогать ребенку с аутизмом не только в домашней обстановке, но и на улице, в школе или детском саду. Необходимо быть настойчивым, но в то же время мягким в общении с ним, преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге это поможет родителям донести до ребенка, что перепадание слов с другими детьми и общение в игровой форме возможны и доступны и ему.

Медикаментозного способа лечения аутизма не существует. Его можно использовать только для устранения отдельных симптомов.

Основное применение медикаментов при аутизме – устранение неприемлемых поведенческих реакций: аутоагрессия, агрессия, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, повышенная двигательная активность. В этих случаях используют нейролептики и психостимуляторы.

Однако не следует злоупотреблять психотропными препаратами при аутизме. Лечение, подавляющее признаки аутизма у детей и делающее их жизнь внешне безопаснее, может привести к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, вызванный неправильной работой кишечника у детей с аутизмом, может быть лечен пробиотиками, которые восстанавливают полезную микрофлору в кишечнике.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот может быть исправлен приемом лекарственных комплексов, содержащих витамины: С, Е, В6, В12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражительность в кишечнике и успокаивает психику.

Железная поджелудочная железа может порой не справляться со своей задачей по выделению гормона секретина, что негативно сказывается на здоровье пациента, его концентрации и внимании. Однако введение данного гормона может значительно улучшить общее состояние больного. В свою очередь, нарушение ферментной активности пищеварительного тракта может привести к неправильному усвоению пищи и нарушению процессов дефекации. Дабы предотвратить подобные проблемы, специалисты рекомендуют принимать пищевые ферменты для нормализации работы кишечника и улучшения пищеварения.

В нашем организме часто происходят изменения, ведущие к проблемам с микрофлорой и иммунной системой. Нарушения группы кнопкиных бактерий и патогенов, конечно же, могут быть решены с применением антибактериальных, антикандидозных и противопаразитарных препаратов. Тем не менее, прежде чем начинать любое лечение, важно выяснить коренную причину проблемы.

Специалисты рекомендуют не игнорировать иммунодефициты, которые могут послужить поводом для иммуностимулирующей терапии. Это особенно важно в случаях, когда диагностирован аутизм у детей или аутоиммунные заболевания. Лечение молочные смесью иммуноглобулином и стероидами отлично подходит детям, страдающим подобными проблемами.

Причины повышения тяжелых металлов в организме могут быть самыми разнообразными. В таких случаях часто применяется процедура хелирования, помогающая выводить токсичные металлы из организма при помощи специальных препаратов. Например, димеркаптосукциновая кислота (DMSA) может быть применена для эффективного вывода металлов из организма.

Существует специфический режим питания, который может помочь при проявлениях аутизма. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам:

  1. Исключите из своего рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеницу, рожь, овес, ячмень).
  2. Избегайте продуктов, содержащих консерванты и красители.
  3. Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
  4. Снизьте потребление сахара.
  5. Увеличьте количество пищи, содержащей клетчатку.
  6. Пейте много воды.
  7. Отдавайте предпочтение белковой пище перед углеводной.

Соблюдение этого режима питания может существенно облегчить проявления аутизма.

При аутизме у детей может быть нарушен баланс многих веществ, независимо от выбранной диеты. Содержание некоторых веществ может быть недостаточным, таких как витамины A, E, C, B6, B12, B3, фолиевая кислота, магний, таурин, а также микроэлементы: цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий. Уровень адреналина, норадреналина, дофамина может быть не в норме, также может быть повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов). В организме ребенка с аутизмом может наблюдаться избыток тяжелых металлов, таких как ртуть, олово, алюминий, мышьяк и сурьма.

Подходы к лечению аутизма, как поведенческие, так и лекарственные, всегда индивидуальны. Перед применением каких-либо лекарств необходимо провести анализы для определения сопутствующих аутизму проблем. В лечении аутизма должен заниматься только врач. Диеты и лекарственная терапия могут не помочь всем детям с аутизмом, поэтому необходимо следить за эффективностью такого лечения.

Для своевременного определения аутизма у ребенка следует внимательно наблюдать за его поведением и фиксировать нетипичные для детей этого возраста проявления. Эта задача стоит прежде всего перед родителями. Аутизм – это группа заболеваний, имеющих схожие симптомы, которые явно проявляются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет.

Ниже перечислены признаки аутизма у детей:

  • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, а другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. У детей до 12 месяцев отсутствует желание ходить и они могут издавать одни и те же звуки. К двум годам они обладают крайне бедным словарным запасом порядка 15 слов, а к трем годам почти не могут комбинировать слова. Некоторые аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху и придумывать свои собственные слова (неологизмы). Однако, многие не используют речь для общения и говорят о себе в третьем лице, не используя обращения и личные местоимения.
  • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь, с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки и не улыбаются им. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки и похлопать по спине. По поведению эти дети похожи на глухих или слепых, поскольку не отличают родителей от других людей и не замечают, когда к ним кто-то обращается.
  • Проблемы в социализации. Ребенок, страдающий аутизмом, испытывает сильный дискомфорт при нахождении в окружении других людей и с возрастом начинает ощущать тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей и правил игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний, связанных с неумением общаться.
  • Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику или физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других людей или на самого себя. При этом последнее зафиксировано у 30% больных.
  • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть с разными предметами, машинками или куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или заменять ложку палочкой, а может лишь повторять чужие действия, увиденные и услышанные. Аутисты могут использовать игрушки нестандартным образом, например, не для того, для чего предназначены. Они могут не катать машинки, а часами крутить их колеса или проявлять приверженность к одной игрушке или ее части, а также к одним и тем же мелким предметам.
  • Стереотипное поведение и боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени, например, повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты или вертеть что-то. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам и распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и впадают в агрессию. Реакция на переезд в другую квартиру или перестановку игрушек на полке может проявиться аналогично.

Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.

Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.

Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Детская аутизмия - диагностика и симптомы

Если ребенок проявляет трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение, то есть все основания заподозрить аутистическое расстройство у ребенка. Но важно отметить, что все эти признаки классического детского аутизма необходимо заметить в течение первых трех лет жизни ребенка.

Для более точной диагностики детской аутизмии специалисты могут проводить исследования по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний - МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики нужно определить наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

При постановке диагноза используются стандартизированные документы и проводятся наблюдения за ребенком в привычной для него среде, а также интервьюирование родителей. Для этих целей применяются определенные опросники, такие как ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) и шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). В госпиталях используется оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это базовые методы диагностики, которые чаще всего используются в США и Европе.

В России имеется сложная ситуация с диагностикой детского аутизма, что обусловлено недостатком стандартов и соответствующем обучении медицинских специалистов. Часто врач-педиатр не в состоянии заподозрить аутизм на основании нетипичного поведения ребенка, а родители зачастую не сообщают о подобных фактах.

При подозрении на наличие детского аутизма требуется прохождение медицинской комиссии, где, помимо лечащего врача, присутствовать должны невролог, психиатр, психолог, а в идеале - специалист по болезням аутистического спектра, а также родители и воспитатели, если ребенок посещает детский сад.

В процессе диагностики аутизма возможны трудности дифференциации его с другими заболеваниями, что актуально, особенно в раннем детском возрасте. Еще одной проблемой российской медицины является путаница в диагнозах. Это серьезная проблема, поскольку лечение аутизма сильно отличается от методов лечения умственной отсталости или шизофрении. Неправильное лечение может повлечь за собой негативные последствия и лишить ребенка аутиста возможностей на нормальную жизнь.

Журнал "Дифференциальная диагностика" исследует различия между расстройствами аутистического спектра (РАС), такими как детский аутизм, синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Хотя все формы РАС имеют общие черты, некоторые отличия могут помочь в проведении дифференциальной диагностики.

Детский аутизм, также известный как синдром Каннера, отличается от синдрома Аспергера тем, что у детей с синдромом Каннера заметно задержка в общении и в социальном взаимодействии. Но у детей со синдромом Аспергера интеллектуальное и речевое развитие не отстают от нормы.

Высокофункциональный аутизм - это другая форма РАС. Заболевание не влияет на интеллектуальное развитие и уровень IQ пациентов находится в пределах нормы. Однако у пациентов наблюдаются трудности в общении и социальных взаимоотношениях.

Детское дезинтегративное расстройство - наиболее опасный вид аутизма, и его распространенность растет. Эта форма РАС обнаруживается после четырех лет и сопровождается регрессом развития. У ребенка до этого возраста не было серьезных отклонений, но появление симптомов аутизма и последующий регресс развития являются признаками дезинтегративного расстройства. С усиленной терапией можно помочь таким детям.

Нарушение зрения или слуха может быть еще одной возможной причиной поведенческих отклонений у ребенка. Если ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на вопросы и ведет себя отстраненно, то, возможно, ему нужно проверить органы чувств, особенно если отсутствуют ритуальные действия. В любом случае важно проводить дифференциальную диагностику, чтобы выбрать наиболее эффективные методы лечения и помочь детям с РАС.

У детей, страдающих умственной отсталостью, упрощается взаимодействие с миром. Они легче находят эмоциональный контакт, играют с игрушками и не проявляют склонность к однообразным движениям в раннем детском возрасте. В отличие от аутизма, у детей с умственной отсталостью отсутствуют специфические речевые расстройства.

Шизофрения довольно сложна в дифференциации с аутизмом, из-за схожести их симптомов. Тем не менее, детская шизофрения является гораздо более редким заболеванием, которое возникает после трехлетнего возраста. Галлюцинации, бредовые состояния проявляются у детей с шизофренией, однако их интеллект и речь страдают меньше, чем у детей с аутизмом.

Психическая и физическая отсталость вызывается госпитализмом (депривационный синдром), заболеванием, которое возникает из-за изоляции ребенка от матери. Дети, которые с рождения находятся в детских домах, или страдают от равнодушия и холодности своих родителей, подвержены этому заболеванию.

Чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больший эффект даст терапия заболевания, помогая ребенку стать частью социума.

Как лечить и корректировать аутизм у детей

Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как можно лечить аутизм у детей. Среди наиболее известных можно назвать такие, как "Прикладной анализ поведения" и "Игровое время" (Floor Time), а также ТЕАССН и другие, которые были разработаны в США. Во всех этих случаях терапия заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном взаимодействии с ними. Важно отметить, что терапевтические результаты напрямую зависят от старательности родителей.

На данный момент в нашей стране еще не так много специалистов, которые занимаются реабилитацией аутистов по уже существующим методикам. Тем не менее, необходимо проявлять настойчивость при поиске компетентного психиатра. К сожалению, в коррекционно-развивающих учреждениях таким детям по-прежнему не уделяется достаточного внимания, однако эффективное взаимодействие с аутистами должно проводиться комплексно, включая рабочие встречи с психиатрическими специалистами, учебные заведения и детские сады. В любом случае, забота о детях с аутизмом лежит на первую очередь на родителях, независимо от того, в какой стране они живут.

Для коррекции аутизма у детей родителям следует придерживаться нескольких основных рекомендаций:

  1. Для привития необходимых жизненных навыков необходимо частое повторение одних и тех же действий. Даже если ребенок уже научился чему-то, например, чистке зубов, важно повторять урок с ним снова и снова.
  2. Важен строгий режим дня у аутиста, который следует соблюдать без исключений.
  3. Нельзя допустить резких изменений в обстановке и привычках ребенка.
  4. Регулярное общение с ребенком и проведение с ним максимально возможного времени являются необходимыми.
  5. За контактом с ребенком можно научиться при помощи постоянных повторений и обращений к нему, однако, не стоит повышать голос, ругать или наказывать ребенка.
  6. При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  7. В случае затруднений в речевом взаимодействии, возможен обмен карточками, картинками.
  8. Ребенка следует предупреждать о переутомлении и устраивать перерывы между занятиями и играми, давая ему возможность побыть в уединении.
  9. Регулярные физические упражнения помогают снять стресс и способствуют физическому развитию.
  10. Не стоит подавлять инициативу ребенка и торопить его выполнить определенные действия.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *